В оценочной практике для оценки существует три подхода к оценке любого объекта: сравнительный, доходный и затратный. Каждый из подходов смотрит на бизнес с разных позиций: с позиции покупателя, продавца и рынка.
Сравнительный подход
Создать совершенно уникальный бизнес невозможно, на рынке уже представлены всевозможные виды товаров и услуг. И наверняка копании, подобные оцениваемой, продаются или продавались в прошлом.
Если у оцениваемого предприятия есть акции, которые обращаются на фондовом рынке, очень легко определить его капитализацию: можно умножить стоимость одной акции на общее количество акций. К примеру, стоимость одной акции Сбербанка на 07.08.2019 составляет 228,9 рублей, общее количество акций 22 216 680 штук, то есть капитализация компании составит 5 085 398 млн.руб.
Так же можно брать информацию о купле-продаже похожего бизнеса (например, с сайта http://www.bizzona.ru) и адаптировать ее под наши условия с помощью мультипликаторов. Чаще всего используют мультипликаторы:
Цена / прибыль
Цена / дивиденды
Цена / выручка
Цена / стоимость активов
Следует отметить, что такой подход дает лишь общую картину по отрасли, для получения более-менее точного результата каждый объект сопоставления нужно подвергнуть жесткому отбору, важнейшими факторами которого будут:
· идентичность отрасли и продукции;
· сопоставимость по масштабам, степени диверсификации производства, зрелости бизнеса, стратегии развития;
· сопоставимость финансовых характеристик;
· географическая близость
Затратный подход
Если бизнес небольшой и молодой, например, кафе, парикмахерская, пекарня или частный детский сад, можно рассчитать стоимость затрат на открытие: оформление документов, аренда помещения, его ремонт, покупка производственного и кассового оборудования, торговая мебель и интерьер и т.д.
Однако, не каждый инвестор готов тратить время и силы на создание нового предприятия, гораздо проще, быстрее купить готовую фирму, которая уже наработала клиентскую базу и создала себе репутацию. В таком случае стоимость бизнеса складывается из слагаемых:
· рыночная стоимость недвижимого имущества, принадлежащего предприятию. Если деятельность ведется в арендованных площадях, то этот показатель равен нулю
· денежные средства в кассе, на банковских депозитах
· товарные запасы
· дебиторская задолженность, финансовые вложения
У подавляющего числа предприятий есть долги перед третьими лицами, их необходимо вычесть из полученной суммы.
Доходный подход
Данный подход предполагает анализ перспектив будущего развития компании, для чего очень желательно иметь хорошо обоснованный бизнес план и обладать основами финансовой математики.
Опять же, для очень упрощенной оценки можно взять общеотраслевые показатели рентабельности проданных товаров, продукции, услуг и рентабельность активов. Данная информация ежегодно публикуется в Приложении №4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 №N MM-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
Описание способы быстрой оценки исходят из предположения, что нет каких-либо скрытых факторов, которые могут повлиять на стоимость. Подобные методы расчета могут служить лишь ориентиром стоимости для принятия управленческих решений. Если оценка проводится для совершения сделок, как например, залог или купля-продажа, к такой работе необходимо привлекать независимого профессионального оценщика, который обладает гораздо более широким спектром методик определения стоимости бизнеса.
Сулейманов Марат АкрамовичСтраница департамента: Оценка бизнеса Телефон департамента: (843) 202-07-60 Email департамента: ozenka@crowe-audex.ru |
Вам будет интересно:
Дисквалификация директора как следствие грубых бухгалтерских нарушений, включая отсутствие аудиторского заключения